Шагаа-биле!

shagaa-20142

Праздник Шагаа древний, его отмечали все народы Востока. Это и сам праздник Нового года, и первый месяц года, открывающий весну. Время празднования Шагаа было тем временным промежутком, когда уже были завершены хозяйственные работы уходящего года и начиналось подготовка к работам нового цикла.

     У тувинцев упоминание о нем относится к VI-VIII веку нашей эры. Точной даты его проведения нет, она варьируется с конца января до конца февраля. Монголы и буряты этот праздник называют Цагаансар (Белый месяц), а тувинцы Шагаа. Историки пишут: что «Шагаа, видимо, обозначает «обильное угощение». Мясо, молочные продукты – все, что накоплено с осени в эти дни, выкладывается для обильной еды».

     С давних времен тувинцы, празднуя начало Нового года, обязательно встречались со своими многочисленными родственниками, своими друзьями и спрашивали их о здоровье и благоденствии, произносили благопожелания.

Как же готовились к празднику Шагаа.

     До наступления Шагаа, территорию аала убирали, в юртах производили тщательную уборку, проветривали и прочищали все, что можно, старые вещи выбрасывали или сжигали. Это уборка имела отнюдь не только чисто гигиенический смысл. Дом, жилище надо очистить от всего злого, темного, что могло накопиться за год. Уборку старались проводить все вместе семьей, весело, это тоже говорит о сакральном смысле такого очищения. Чистое жилище непременно должно были принести благополучие всем его обитателям.

     Особняком стоит цикл обрядов, церемоний и хуралов, проводившихся в ламаистских монастырях в преддверии Нового года и первые две недели после его наступления. Ламаистский ритуал празднования Шагаа включал в себя ряд предновогодних хуралов, проводившихся в последние дни третьего зимнего месяца, и хуралы, проводившиеся в течение первых дней весеннего месяца.

     Искупительная и очистительная функция porno gay подобных предновогодних молитв усиливались представлением о том, что рубеж перехода от одного года к другому – это особенно, сакральное время, время, когда происходит разрыв между злом и добром.

     Накануне Нового года в хурээ стекается большой поток верующих, желавших сделать жертвоприношения божествам, умилостивить докшитов. В последние дни уходящего года принято было также устраивать гадания. Ламы-астрологи могли каждому желающему составить его индивидуальный гороскоп на предстоящий год, пользуясь специальной таблицей астрологических вычислений и руководством к ней. Лама давал совет во всех деталях, в какой одежде встречать Новый год, как ликвидировать угрозу какой-либо неприятности, в какую сторону должен быть первый шаг из юрты первого новогоднего дня, через что надо или, напротив ни в коем случае нельзя перешагивать и т.д.

     За три дня до Шагаа обязательно приглашали сказителя, они были самыми желанными не только в дни Шагаа, но и porn cartoon в, любое другое время. Они помнили множество легенд, сказки, преданий тувинского народа. Многие сказители были замечательными знахарями-травниками, помогали людям.

     Шагаа – это не только угощения и укрощения, это еще и ритуальные обычаи. Каждый аал совершал коллективное жертвоприношение духам-покровителям местности и рода. Каждая зимовка – кыштаг имела свой, общий для всех юрт большой жертвенник, священый очаг — Танды сан. В разных местах, у разных родов сан устраивали по – разному. Иногда это возвышение из снега; или пирамидальная груда камней; или мертвый пенек, поставленный у основания высокой, метров в 8-10, березки, срубленной и укреплённой в снегу; или столик-ширээ на четырех ножках.

     В сумерках, до восхода солнца, все мужчины выходили из юрт, чтобы совершить этот обряд. Первый день Нового года у тувинцев начинается с восходом солнца, а не в 24 часа как у европейцев. На рассвете первого дня нового года взрослые мужчины аала во главе с вожаком, прихватив праздничную пищу, свежий чай, отправлялись к жертвеннику – сан. Около него устанавливали два срубленных деревца с чалама, при появлении первых лучей солнца, разжигали жертвенных костер. Все мужчины во главе с главным выстраивались в одну линию перед жертвенником. Старейшина плескал в огонь чай, разбрызгивая его на все четыре стороны вокруг сана, и произносил благопожелания, в которых просил для всех жителей аала счастья и благополучия. Кстати, это требовало от исполнения незаурядного поэтического дара, поскольку ни одно благоположение не должно было повторять другое. А еще и незаурядных актерских способностей, потому что ему должны были поверить и люди, и духи. Особой сложностью отличался сан лам и шаманов, стремившихся внести в обряд как можно больше таинственности и торжественности. Например, шаман во время камлания аккомпанировал себе только на бубне. Он выбирал манеру исполнения в зависимости от культового действия, чтобы довести до слушателя то грозные, то заклинающие, то ласковые мотивы своих стихов. Шаман сам сочинял свою мелодию, свои стихи. Шаман стремился к тому, чтобы мелодией своей музыки, силою художественных образов своих вселить уверенность, надежду на благополучие в наступающем Новом году. Во время камлания шаман старался пробудить в сознании своих слушателей чувство праздничного настроения. Основной функцией тувинских шаманов было – предотвращения вмешательства злых, враждебных духов в жизнь людей. Ведь шаман являлся посредником между миром людей и «миром духов», защищающим интересы людей.

     В канун Шагаа детям до 12 лет можно было спать, а те, кто постарше, должны бодрствовать всю ночь до восхода солнца. С давних пор существует поверье, если в новогоднюю ночь заснуть, то богиня Лхамо, облетая всю планету, может занести уснувшего в число умерших. Поэтому многие, кроме детей до 12 лет, стараются не спать, а бодрствовать, молиться, возжигать артыш и ожидать прихода нового года.

       В каждой юрте тоже готовился свой маленький, семейный сан, который был проще аального. Как же это происходило.

       Когда Солнце первыми лучами возвещает о пришествии нового года. Мужчина – глава семьи зажигает огонь в юрте. Мать варит молочный чай (суттуг celebrity nude шай) и «макушку» (шай Бажын) только что сварившего чая наливает в маленькое берестяное ведерко для чая – тос-хуун и разбрызгивает вверх и по всей юрте специальной ложкой-девятиглазкой – тос-карак, к ручке которого были привязаны голубой кадак, белые, красные, желтые нити – удазын, затем выходит во двор и разбрызгивает в девять небес, в девять сторон света и обрызгивает юрту, обходя ее вокруг по ходу солнца, так она просит небеса и духов хранить ее аал, просит благодати для семьи и скота.

     Напротив юрты на специально приготовленном широком камне мужчина разжигает небольшой ритуальный костер – сан. То есть с восходом Солнца хозяин юрты или глава семьи либо старший человек в семье или роду встречает первый день Нового года культовым ритуалом: разбрызгиванием свежего чая деревянным кропилом-девятиглазкой, что представляет символы девяти планет Солнечной Системы. Преподносит жертвоприношения на восточной стороне юрты или стоянке групп юрт. Сан – кадило – фимиам – он состоит из девяти ароматных лекарственных и очищающих растений во milf porn главе с можжевельником. Алгыш в честь первого дня нового года выражает чаяния народа, его чистые, бескорыстные стремления и добрые пожелания всему живому.

     К Шагаа готовятся задолго, ведь будет много гостей, которых нужно чем-то занять. Гости будут играть в домино, шахматы, в «кажык», состязаться в стрельбе из лука, в игре cartoon porn videos баг кагары, похожей на русские «горки».

     В день Шагаа забудьте слово «Экии», а вместо него произносить наши исконно тувинские «амыр», «менди», «сол», что в переводе на русский означают «В добром ли вы здравии?», «Все ли у вас благополучно, тихо и мирно?». В этот день не менее «самым-самым» должны быть слова «белек» (дар, подарок, подношение), «соли», «чолукшуул» (прожилине, благополучие), «кадак» (ритуальное шелковое подношение) и т.д.

     В первый день Шагаа принято было обмениваться особым новогодним приветствием «амырлажыр»: младший старшему протягивал обе руки ладонями вверх, старший возлагал на них сверху свои руки ладонями вниз. Это приветствие было обязательным не только в первый день наступившего года, но и позднее; таким жестом люди выражали уважение друг к другу, пожелание благополучия и удачи. Иногда это приветствие сопровождалось легким соприкосновением щек.

     Шагаа никогда не обходилось без соблюдений обычая обмена подарками, игравшего важную роль в системе социальных ценностей тувинского общества. В народе считалось, что чем щедрее одаришь других, тем счастливее и богаче будет жизнь в наступающем году. Существовал даже особый ритуал вручения: даритель должен был держать в руках небольшой отрезок шелковой ткани – хадак, поверх которого ставилось то, что собираешься преподнести, и протянуть его получателю надо было непременно двумя руками. При этом качество и ценность подарка не имели особого значения, главным считалось проявление внимания. В основном предпочитали вручать что-то белое: молочные продукты (оремен(пенки), курут (сушёный творог), быштак (сыр) саржаг ( топленое масло); белый шелк, белый мех и тому подобное. В символике тувинцев очень почитался белый цвет, потому что он ассоциировался с представление о счастье.

       После приветствия и вручения подарка, гости приглашаются к столу. Ведь каждая хозяйка постаралась приготовить к празднику.

       Особое место в новогоднем празднике отводилось пище. Во-первых, новогодняя пища – это, прежде всего ритуальная обрядовая еда. Ее готовили в большом количестве, и ей придавалось особое магическое значение. Например, в народе бытовало мнение о том, что она способна phone porn содействовать процветанию и долголетию людей, богатому урожаю и приплоду скота.

       В новогодней трапезе тувинцев преобладали жирная вареная баранина, различные виды молочных продуктов, разнообразная выпечка. Нередко в основе многих кушаний лежала идея магии плодородия. Так, пожелание достатка и богатого урожая выражались через форму боорзаков – кусочков теста, зажаренных в кипящем масле; их круглая форма символизировала достаток, процветание и богатство. Еще более естественно черты магии плодородия проступали в различного рода блюда, приготовленных из нескольких компонентов (каша, похлебка, лепешки, пироги) От новогодней пищи нельзя отказываться, есть надо много, сколько сможешь, особенно в гостях. Не съешь, засунут кусок и за шиворот, а обижаться нельзя. В этот день вообще нельзя ни на кого сердиться и обижаться.

       После того как гости насытились и многие угощения оценили по достоинству, начинаются хождения по гостям. Это тоже особый ритуал. Считалось, что если в этот день в юрту, пусть даже к самому бедному, зайдет гость, хозяева должны непременно его накормить, угостить так, чтобы он не унес с собой обиды на хозяев. Гостя встречал младший член семьи, провожал, пусть даже совсем незнакомого человека, на самое почетное место в юрте.

       Когда приходил гость, первым делом ему преподносили кадак. Принимая кадак, гость первым произносил благопожелания хозяевам и дому. Дарить можно все, главное, чтобы это было от души и с добрыми намерениями, но желательно белого цвета.

       Что делать в гостях, особенно если нельзя пить спиртное. Можно играть в интересные игры. buy generic clomid online Где соревнуются в силе, ловкости, смелости.

     Старшие играли в домино (хорул, даалы), шахматы (шыдыраа); дети и подростки – в кости (кажык) На улице взрослые мужчины играли в ремень (баг кагар – самая любимая и азартная игра), стельба из лука (ча адары); дети – porn cartoon почекушки (тевек), качели (мынгырты), катание с горки (чунгуу) и т.д. Есть игры, в которые играли в ночное время – «белую палочку» (ак-ыяш), «слепого дьявола» (согур аза), «хромую старуху» (аскак кадай), стрельбу в косточки (кажык адары – была тоже любимой игрой).

       Кроме подвижных игр можно петь песни, устраивать частушечные бои (кожумаутаар), nude celebrities конкурсы на скороговорки (дурген-чугаа, узун-тыныш).

Print Friendly

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет hot lesbian porn опубликован. Обязательные поля помечены *

*